С 1 апреля 2011 года ОАО «Уралсвязьинформ» является частью российской национальной телекоммуникационной компании «Ростелеком» и теперь будет осуществлять свою деятельность в качестве ее макрорегионального филиала «Урал»
Минкомсвязи передумала тратить государственные деньги на снабжение населения приставками для приема цифрового ТВ. Ведомство предлагает покупать приставки только для социально незащищенных слоев населения, причем оплачивать эти расходы должны будут регионы. Такой подход поможет федеральному бюджету сэкономить до 150 млрд руб, однако эксперты опасаются, что не все регионы справятся с поставленной перед ними задачей.
Министерство связи и массовых коммуникаций разработало проект программы развития телерадиовещания до 2015 г., которая будет представлена в правительство до конца текущего года. Ранее для решения вопроса с цифровизацией теле- и радиовещания в России, дебаты по которому идут уже десять лет, в новом министерстве был создан специальный департамент цифрового телевидения и использования новых технологий в СМИ. Директор этого департамента Виталий Стыцько сообщил на этой неделе о принципиальных изменениях, которые появились в новом проекте программы цифровизации.
По словам Стыцько, государство намерено закупать приставки для приема цифрового телевидения (set-to-box, необходимы для преобразования цифрового сигнала в понимаемый подавляющим большинством телевизоров аналоговой) только малообеспеченным слоям населения, тогда как остальные будут приобретать их за свой счет. Кроме того, средства для закупки приставок должны будут изысканы региональными бюджетами. В Мордовии, ставшей первым российским регионом, где было запущено цифровое эфирное телевидение, приставка вместе с необходимой для декодирования сигнала смарт-картой стоит 2 тыс. руб. В государственном предприятии «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) уверяли, что смогут разработать еще более дешевый вариант приставки — за $30.
Заявление Стыцько идет в разрез с предлагавшимися до сих пор проектами цифровизации телевещания. РТРС, Федеральная служба по надзору в сфере связи, массовых коммуникаций и охране культурного наследия (которая более не существует в виде отдельного органа исполнительной власти ) и прежнее министерство информационных технологий и связи предлагали потратить на весь комплекс соответствующих мероприятий от 160 млрд до 360 млрд руб. При этом на закупку телеприставок ведомствами предполагалось выделить от 50 млрд до 140 млрд руб, а основным источником средств во всех проектах был федеральный бюджет.
Минкомсвязи сочло, что раздать гражданам цифровые приставки за счет федерального бюджета выйдет дороговато. Новое предложение Минкомсвязи имеет право на жизнь, говорит председатель Ассоциации кабельного телевидения Юрий Припачкин. «Приставка для приема цифрового телевидения — это все равно, что новый телевизор или холодильник, — отмечает Припачкин. — Государство же не закупает населению новые телевизоры, почему же тогда оно должно закупать приставки». — «Снабдить все население страны телевизионными приставками за счет государства — это утопия, — считает топ-менеджер компании «Вымпелком». — Для этого придется потратить чуть ли не весь Фонд национального благосостояния».
Но инициатива Минкомсвязи полностью противоречит видению проблемы со стороны РТРС. «Приставки для приема цифрового телевидения должны быть розданы всем 100% домохозяйств, за свои же деньги должны приобретаться лишь приставки для имеющихся в квартирах и домах вторых и более телевизоров, — заявил CNews замгендиректора РТРС Святослав Буняев. — В соответствии с конституцией граждане России имеют право на доступ к информации, поэтому даже если малая часть телевизионных абонентов откажется покупать цифровые приставки, мы не сможем выключить аналоговое вещание. А одновременно осуществлять вещание в аналоговом и цифровом режиме экономически невыгодно».
Не согласны в РТРС и с идеей о перекладывании финансирования приставок на региональные бюджеты. «В России совершенно разные регионы: есть богатые, как Ханты-Мансийск, которые могут себе это позволить, а есть бедные, например, Ингушетия, которым это никак не по карману, — говорит Буняев. — Мы считаем, что средства должен выделять федеральный бюджет, но небезвозмездно, а на инвестиционной основе, то есть с возвратом».
Перекладывание федеральным центром на регионы финансирования своих инфо-коммуникационных проектов становится уже традицией. Начиная с этой осени региональные бюджеты должны находиться финансирование для оплаты доступа в интернет для средних школ, через два года аналогичное произойдет с оплатой используемого в школах лицензионного программного обеспечения. «Логика такого подхода понятна — регионы могут лучше оценить потребности на местах и больше заинтересованы в оптимизации издержек, — отмечает аналитик «Финам» Владислав Кочетков. — Однако, могут возникать неприятные моменты — нехватка денег в регионах, несвоевременное перечисление их из центра (значительная часть поступлений в казну регионов идет из федерального бюджета ), какие-то злоупотребления и т.д. В итоге есть риск, что все это подорвет доверие населения к в целом очень интересным инициативам».